Эдвард Де Боно, известный британский психолог, разработал интересную концепцию, содержащую в себе определенные приемы по организации мыслительных процессов. Уделил внимание работе с барьерами понимания в общении с окружающими. Он назвал этот подход теорией шести шляп, которая в последствии получила название «Шесть шляп мышления» Эдварда Де Боно. Автор активно занимался изучением особенностей творческого и латерального мышления.
Немного отступлю от темы. Латеральное мышление – это умение использовать нестандартные творческие подходы в решение определенных ситуаций и принятии решений. Именно Эдвард Де Боно предложил этот термин и сейчас считается экспертом в области креативности.
Данная теория помогает понять, каким образом взаимодействовать с человеком, чтобы он тебя понял, как организовать себя и свои мыслительные процессы, чтобы наиболее продуктивно выполнить поставленную задачу. По сути это теория психотипирования, но в отличие от психотипов, которые достаточно сложно переключать и использовать, если у тебя нет развитого необходимого психотипа, шляпы мышления мы можем менять и подбирать достаточно легко в зависимости от необходимости.
Боно предположил, что все мы привыкли мыслить и поступать по определенному образцу, но использовать другую стратегию мы легко можем научиться, используя метафорические шляпы. Фактически, он дал нам простой и понятный в использовании инструмент. В сфере менеджмента эта концепция используется наиболее активно, хотя возможности ее применения безграничны и выбор сферы и способов зависит лишь от вашей креативности. Так что разрабатываем наше латеральное мышление, друзья! Латеральное мышление прочно связано с развитием эмоционального интеллекта и креативности. Интересная тема для полноценного исследования.
Теория «Шесть шляп мышления» Эдварда Де Боно
Всего имеется 6 шляп, каждая из которых ассоциирована с определённым цветом: синяя, зеленая, красная, желтая, белая и черная. Очень удобно использовать цветовые ассоциации, поскольку они позволяют лучше запоминать назначение шляп.
В зависимости от необходимости решения определенных задач мы анализируем возникшую ситуацию и принимаем решение об использовании соответствующей шляпы.
По мнению Эдварда Де Боно, использование шляп помогает справиться с такими трудностями, как эмоциональные проблемы, невозможность выбрать стратегию мышления и растерянность в определенной ситуации.
Описание шести шляп Боно
Синяя шляпа или шляпа руководителя
Использование данной шляпы помогает координировать и организовывать работу, анализировать полученные результаты, то есть управлять процессом с точки зрения руководителя, начиная с этапа принятия решения о том, что надо делать. По сути используя эту шляпу мы принимаем на себя функции организатора процесса.
Зеленая шляпа или шляпа креативщика
При использовании данной шляпы мы ищем новые подходы, нетрадиционные варианты решения проблем, безумные и оригинальные идеи. Предполагается необходимость посмотреть на возникшую проблему под другим углом.
Красная шляпа или шляпа художника
Художник в данной концепции основывается на интуитивных переживаниях, то есть прислушивается к своей интуиции и определяет, что же она подсказывает. Отвечает на вопросы, касающиеся возникших впечатлений и ощущений. В данной шляпе акцентируется внимание именно на чувственном компоненте и интуиции.
Желтая шляпа или шляпа оптимиста
Оценка и поиск положительных сторон, оценка возникшей ситуации с точки зрения плюсов. Поиск положительных моментов и перспектив.
Белая шляпа или шляпа ученого
Анализ известной информации: цифр, показателей, статистики. Анализ четких и понятных данных. Определение и сбор имеющейся информации, определение при необходимости недостатков информации. Данная шляпа предполагает использование позиции беспристрастного наблюдателя, которому важны четкие данные и результаты.
Черная шляпа или шляпа критика
Критик в противоположность оптимисту оценивает возникшие проблемы с точки зрения возможных минусов и недостатков. Критикует возможное решение и высказывает возникшие опасения, выискивает подводные камни.
Взаимодействие шляп
Важным вопросом является то, как взаимодействовать с человеком, на котором, например, надета шляпа руководителя. Вряд ли этот человек сможет спокойно взаимодействовать с креативщиком.
Если вы смогли определить, какую шляпу в данный момент использует человек, то можете использовать ту шляпу, с позиции которой гораздо проще выстроить конструктивный диалог. После установления диалога вы можете начать использовать другую шляпу и высказывать аргументы уже с другой позиции.
Чаще все проще взаимодействовать, если собеседники находятся в одинаковых шляпах. Стоит отметить, что необходимо быть аккуратными со шляпой руководителя (синяя), поскольку может быть сложно найти общий язык, рассматривая ситуацию также с позиции руководителя, но, например, с разных точек зрения.
С человек, который находится в синей шляпе (руководитель) проще всего устанавливать контакт тому, кто в белой шляпе (ученый). Поскольку руководитель любит сводки, статистику и соблюдение правил, а ученый их собирает и передает. Их объединяет желание собирать информацию и консервативность.
С человеком в зеленой шляпе (креативщик), который акцентирует свое внимание на интересе, хорошо взаимодействует красная (художник) и желтая (оптимист) шляпы. Поскольку они понимают креативщика и его нетрадиционный подход к решению возникших ситуаций, поддерживают его. Здесь также желательно участие критика (черная шляпа), поскольку участники могут не увидеть возникшие подводные камни и проблемы, будут слишком захвачены новой интересной идеей.
Носитель красной шляпы (художник) будет хорошо взаимодействовать с представителем любой шляпы, но хуже с белой (ученый) и синей (руководитель). Поскольку основа для художника – чувства, а для руководителя и ученого – рациональность. Художник является мечтателем.
Черная шляпа критика хорошо взаимодействует с желтой шляпой (оптимист), поскольку они будут друг друга уравновешивать. Хотя если позиции представителей являются крайне противоположными, то стоит использовать другую шляпу. Например, зеленая шляпа (креативщик) может предлагать идеи, которые критик будет оценивать с точки зрения наличия возможных отрицательных проблем, но это не помешает взаимодействию.
При желании шляпы можно менять постоянно в любом порядке в зависимости от целей. Более того, если вы выстроили доверительные отношения с собеседником, например, с помощью такого приема, как отзеркаливание, вы можете уже сами быть ведущим в беседе. При этом ваш собеседник будет неосознанно подстраиваться к вам и использовать ту шляпу, которая вам необходима.