Когда в 2005 году я поступила на факультет психологии, не скрою, было очень сложно учиться, я хотела быть психологом и только психологом. Тогда я даже не представляла, что это так сложно и требует времени, желания, а главное, много практики. Учиться было интересно и захватывающе, давали знаний, но в основном теоретического характера.
И вот, в начале третьего курса мы начали заниматься практикой, ездить в Воспитательную колонию для проведения тренингов с несовершеннолетними осужденными. Сначала будущих волонтёров было примерно двадцать человек, но постепенно осталось только пять. Ездить необходимо быть по воскресеньям довольно далеко, поэтому многие перестали заниматься этим. Но мы - пять человек, продолжали ездить, в дальнейшем нас назвали научно-исследовательская группа «Надежда».
Это было очень интересно, столько новых навыком, возможностей! На каждое занятие мы готовили что-то новое, и самое приятное было то, что несовершеннолетние осуждённые отзывались на все предложения с радостью, старались выполнять их, хоть и не всегда достигали хороших результатов. Но каждый раз, как кто-нибудь из них выполнял что-то важное, достигал каких-либо результатов, мы очень радовались и гордились проводимой работой. В такие моменты начинаешь понимать, что всё это не просто так, что ты не только учишься, но и помогаешь людям.
Волонтёр: работа с несовершеннолетними правонарушителями
Моя работа была направлена на изучение несовершеннолетних правонарушителей с признаками суицидального поведения, чем я и занималась всё время.
Занятия проходили по воскресеньям в течение трёх часов. В тренинговой группе занимались 12 – 15 воспитанников.
В моей группе занимались осуждённые, имеющие разный социальный статус в круге сверстников. Безусловно, это существенно осложняло рабочий процесс тренинговой группы. Тем ни менее, в результате систематической и последовательной психологической работы они стали принимать друг друга.
Во время занятий в программу приходилось включать большое количество разминок, игровых упражнений, так как воспитанники очень быстро устают. Теоретический материал давала в виде схем, рисунков, так как он достаточно тяжело воспринимался.
За время работы были проведены тренинги:
- «Стоп – СПИД» с обсуждением проблемы распространения ВИЧ – инфекции, отношения к ВИЧ – инфицированным. А так же просмотрели фильм о ВИЧ – инфекции с последующим его обсуждением. Говорили о том, что жизнь – ценность, и даже с тяжёлым заболеванием стоит жить и радоваться. Воспитанники задумались над данной проблемой, хотя уровень их информированности был довольно высоким. В нашей группе в тот момент было двое ВИЧ – инфицированных, всё же они узнали некоторые новые аспекты и смогли взглянуть на данную проблему по-другому.
- Тренинг общения, в ходе которого мы развивали такие качества, как уверенность в себе, доверие к другим людям, умение самостоятельно принимать решение, взаимодействовать и сотрудничать. Данный тренинг был очень увлекательным, воспитанники с большим желанием выполняли все упражнения, анализировали своё поведение.
- Тренинг управления конфликтами проходил наиболее тяжело, так как осуждённые совершенно не умеют решать конфликтные ситуации, они агрессивны. Было проведено четыре занятия, в течение которых мы проводили множество ролевых игр на конфликтные ситуации, обсуждали поведение участников, рассказывали теоретический материал. Выполняли различные дыхательные упражнения, рассматривали, как можно отреагировать на определённую конфликтную ситуацию.
- Тренинг «Я против наркотиков!» проводился в течение двух занятий, провели обсуждение таких вопросов, как:
- Вредны ли лёгкие наркотики?
- Как быстро возникает привыкание к наркотическим веществам?
- Является ли наркомания проблемой нашего общества?
За время работы нашей группы было проведено обсуждение таких вопросов, как:
- Что такое настоящий друг?
- Что такое совесть?
- Что такое любовь, счастье, радость?
- Что такое жизнь?
Также постоянно проводилась индивидуальная работа с отдельными воспитанниками. Индивидуальная работа показала, что каждый воспитанник крайне нуждается в психологической помощи, направленной на разрешение его личностных проблем.
Любому человеку с признаками суицидального поведения можно помочь, самое сложное заключается в том, что человека, особенно подросткового возраста очень тяжело открывается другим, рассказывает о своих проблемах. В моей работе я часто сталкивалась с проблемой суицида, но чаще всего она завуалирована, но, работая в форме тренинга, а так же в форме индивидуальной работы. Я старалась помогать воспитанникам, формируя какие – любо антисуицидальные факторы, развивая коммуникативные способности.
Сейчас я вспоминаю об этом времени с радостью и тёплыми чувствами, потому что можно помогать людям абсолютно бескорыстно, руководствуясь альтруистическими мотивами.
За время волонтёрской работы я получила навыки ведения тренинговых занятий, проведения индивидуальной работы, овладела основами проведения тренинга, музыкотерапии, так как на каждое занятие подбиралась определённая музыку. Использовала методы ароматерапии, так как в зависимости от желаемого результата, использовались определённые масла и ароматические палочки.