Психология        17 Февраль 2017        0

Я волонтёр: мои ресурсы как будущего психолога уголовно-исполнительной системы

Данная работа участвовала в одном из конкурсов, проводимых среди студентов и молодых специалистов «Я — волонтёр». Цель сочинения – выявление мотивации и ресурсов к профессии психолога уголовно-исполнительной системы.

Когда в 2005 году я поступила на факультет психологии, не скрою, было очень сложно учиться, я хотела быть психологом и только психологом. Тогда я даже не представляла, что это так сложно и требует времени, желания, а главное, много практики. Учиться было интересно и захватывающе, давали знаний, но в основном теоретического характера.

И вот, в начале третьего курса мы начали заниматься практикой, ездить в Воспитательную колонию для проведения тренингов с несовершеннолетними осужденными. Сначала будущих волонтёров было примерно двадцать человек, но постепенно осталось только пять. Ездить необходимо быть по воскресеньям довольно далеко, поэтому многие перестали заниматься этим. Но мы - пять человек, продолжали ездить, в дальнейшем нас назвали научно-исследовательская группа «Надежда».

Это было очень интересно, столько новых навыком, возможностей! На каждое занятие мы готовили что-то новое, и самое приятное было то, что несовершеннолетние осуждённые отзывались на все предложения с радостью, старались выполнять их, хоть и не всегда достигали хороших результатов. Но каждый раз, как кто-нибудь из них выполнял что-то важное, достигал каких-либо результатов, мы очень радовались и гордились проводимой работой. В такие моменты начинаешь понимать, что всё это не просто так, что ты не только учишься, но и помогаешь людям.

Волонтёр: работа с несовершеннолетними правонарушителями

Моя работа была направлена на изучение несовершеннолетних правонарушителей с признаками суицидального поведения, чем я и занималась всё время.

Занятия проходили по воскресеньям в течение трёх часов. В тренинговой группе занимались 12 – 15 воспитанников.

В моей группе занимались осуждённые, имеющие разный социальный статус в круге сверстников. Безусловно, это существенно осложняло рабочий процесс тренинговой группы. Тем ни менее, в результате систематической и последовательной психологической работы они стали принимать друг друга.

Во время занятий в программу приходилось включать большое количество разминок, игровых упражнений, так как воспитанники очень быстро устают. Теоретический материал давала в виде схем, рисунков, так как он достаточно тяжело воспринимался.

За время работы были проведены тренинги:

  1. «Стоп – СПИД» с обсуждением проблемы распространения ВИЧ – инфекции, отношения к ВИЧ – инфицированным. А так же просмотрели фильм о ВИЧ – инфекции с последующим его обсуждением. Говорили о том, что жизнь – ценность, и даже с тяжёлым заболеванием стоит жить и радоваться. Воспитанники задумались над данной проблемой, хотя уровень их информированности был довольно высоким. В нашей группе в тот момент было двое ВИЧ – инфицированных, всё же они узнали некоторые новые аспекты и смогли взглянуть на данную проблему по-другому.
  2. Тренинг общения, в ходе которого мы развивали такие качества, как уверенность в себе, доверие к другим людям, умение самостоятельно принимать решение, взаимодействовать и сотрудничать. Данный тренинг был очень увлекательным, воспитанники с большим желанием выполняли все упражнения, анализировали своё поведение.
  3. Тренинг управления конфликтами проходил наиболее тяжело, так как осуждённые совершенно не умеют решать конфликтные ситуации, они агрессивны. Было проведено четыре занятия, в течение которых мы проводили множество ролевых игр на конфликтные ситуации, обсуждали поведение участников, рассказывали теоретический материал. Выполняли различные дыхательные упражнения, рассматривали, как можно отреагировать на определённую конфликтную ситуацию.
  4. Тренинг «Я против наркотиков!» проводился в течение двух занятий, провели обсуждение таких вопросов, как:
  • Вредны ли лёгкие наркотики?
  • Как быстро возникает привыкание к наркотическим веществам?
  • Является ли наркомания проблемой нашего общества?

За время работы нашей группы было проведено обсуждение таких вопросов, как:

  • Что такое настоящий друг?
  • Что такое совесть?
  • Что такое любовь, счастье, радость?
  • Что такое жизнь?

Также постоянно проводилась индивидуальная работа с отдельными воспитанниками. Индивидуальная работа показала, что каждый воспитанник крайне нуждается в психологической помощи, направленной на разрешение его личностных проблем.

Любому человеку с признаками суицидального поведения можно помочь, самое сложное заключается в том, что человека, особенно подросткового возраста очень тяжело открывается другим, рассказывает о своих проблемах. В моей работе я часто сталкивалась с проблемой суицида, но чаще всего она завуалирована, но, работая в форме тренинга, а так же в форме индивидуальной работы. Я старалась помогать воспитанникам, формируя какие – любо антисуицидальные факторы, развивая коммуникативные способности.

Сейчас я вспоминаю об этом времени с радостью и тёплыми чувствами, потому что можно помогать людям абсолютно бескорыстно, руководствуясь альтруистическими мотивами.

За время волонтёрской работы я получила навыки ведения тренинговых занятий, проведения индивидуальной работы, овладела основами проведения тренинга, музыкотерапии, так как на каждое занятие подбиралась определённая музыку. Использовала методы ароматерапии, так как в зависимости от желаемого результата, использовались определённые масла и ароматические палочки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *