Психология        26 Август 2017        0

Психолингвистика. Рождение слова

Психолингвистика — очень интересное научное направление на стыке психологии и лингвистики, изучающее соотношение языка, речи и психологических процессов. Как происходит рождение слова? Об этом кратко и доступно я расскажу в посте.

Развитие речи

Вопрос развития речевого поведения у человека является очень важным. Считается, что до 4 лет у ребенка присутствует доречевой этап (гуления, улюлюкание и т.д.). Более того, до полутора лет ребёнок использует слова как подражание звукам, около двух лет начинает использовать фразы и осваивает грамматику. И только к 4 годам формируется речевая деятельность как таковая. То есть с этого момента ребенок может выражать свои мысли взаимосвязанными словами, использовать определенные речевые действия, направленные на достижение определенной цели.

Речевая деятельность

В речевой деятельности, которой уделяли особое внимание отечественные психологи А.Н. Леонтьев и Л.С. Выготский, выделяется три основных составляющих: наличие структуры, содержание деятельности и ее механизм.

Прежде всего речевая деятельность вплетена в любую другую деятельность, что логично, общение, взаимодействие является важной составляющей для нашей социальной жизни. Речевой деятельностью являются и процессы говорения, слушания, чтения, а также письменная речь.

Одной из форм речи является, в том числе, думание, то есть процесс понимания речи другого человека – внутренняя речь.

Рождение слова

Считается что основой нашего речевого поведения является язык. Вся речь, которую мы обрабатываем (принимаем или наоборот, передаем), состоит из смысловых единиц, которые складываются в определенный смысл. Смысл вкладывается в каждое сообщение, оперирование смысловыми единицами называется коммуникативным замыслом.

Речь помогает человеку вербализовать образы сознания, поскольку в нашей внутренней речи все образы имеют личностный смысл, они свернуты, образны и для передачи наших мыслей необходимо эти мысли развернуть. Необходимо в соответствии с требованиями языка (грамматика, структура, синтаксис и др.), передать сообщение оппоненту. Это и есть процесс рождения слова, речевого высказывания.

Понимание слова

Что касается восприятия речи – это извлечение смыслового содержания, которое содержится в речевом высказывании. Бывает, что люди не могут понять друг друга, обычно причина в том, что смыслы могут трактоваться неоднозначно. Также смыслы могут быть сложны для понимания другим человеком, слова могут отсутствовать в словаре другого человека, либо он может вкладывать другой смысл в это высказывание.

Человек соотносит полученную информацию с имеющимся у него опытом, знаниями, умениями, навыками. Это соотношение может помочь ему заполнить и понять возникшие в речевом сообщении смысловые барьеры. Соответственно, человек выдвигает определённую гипотезу, соотнося то содержание, которое понимает он, и то содержание, которое вложил тот, кто составил речевое сообщение. Если возникают сложности, то чаще всего между общающимися могут присутствовать определенные коммуникативные барьеры.

Психолингвистика. Выводы

Процесс рождения слова очень сложный, на данный момент многие вопросы в сфере психолингвистики ещё не решены, имеется множество теорий, но главное, что изучение не стоит на месте. Предполагается, что корни этих вопросов находятся в сложных процессах и формах существования людей в обществе. В посте приведена краткая информация.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *