Мысли        07 апреля 2018        0

Информация. Где правда, а где ложь?

Печальные события, произошедшие недавно в г. Кемерово показали нам, насколько легко потоком информации ввести в заблуждение огромные массы людей.

С самого начала развития трагических событий стала поступать информация, содержащая большое количество преувеличений и искажений. Было невозможно понять, что является правдой, а что ложью.

Преувеличение количества пострадавших, истерические нотки в сообщениях привели к тому, что в общей массе народ поддался панике.

По прошествии нескольких дней стало понятно, что возникшее количество слухов и дезинформации являлось результатом манипуляции одного человека – пранкера. Здесь я не буду оценивать его поступок с моральной точки зрения, оценю лишь как манипулятивный прием.

Для того, чтобы вызвать панику он выбрал отличный момент и, позвонив в несколько мест, вызвал волну предположений и сплетен сразу из нескольких источников, что позволило огромное количество людей ввести в заблуждение, получив подтверждение из нескольких источников.

А привычное нам неверие в честность политиков добавило сомнения.

Несколько дней нельзя было понять, что же все-таки произошло, да и до сих пор осталось множество сомнений… и сомневающихся.

Информация. Возможности и влияние

Сейчас, с учетом размаха влияния интернета и всего вытекающего из него – новостных каналов, социальных сетей, блогов, информации поступает много.

Однозначно это позволяет сразу узнать важную информацию, но есть серьезный недостаток – легко исказить информацию, люди подхватят ее и распространят окружающим.

Оказалось, что сейчас с помощью информации стало легко манипулировать мнением окружающих… сподвигнуть людей на какие-то действия, при худшем стечении обстоятельств может случиться непоправимое, попытка мести, основанная на эмоциях, вызванных поступившей искаженной информации.

Появился новый способ мести в интернете – травля человека, который якобы сделал что-то плохое. Доказательства не нужны, достаточно пустить слух. Страшно, к чему это может привести.

Страшно видеть комментарии людей, которые, не разбираясь ситуации, готовы верить любой информации и высказывать негатив, подогревая ненависть окружающих. Подогревая ненависть толпы. А толпа всегда страшна, поскольку становится неуправляемой и люди в ее составе перестают трезво оценивать реальность.

В 1999 году в г. Минске произошла страшная трагедия в переходе станции метро «Немиге». Большое количество людей гуляли на празднике, началась сильная гроза и многие решили укрыться в переходе в метро. Людей было слишком много и из-за того, что толпа прибывала, людей начали давить, тех кто падал, просто затаптывали и они задыхались. В тот день умерло 54 человека, в основном молодые девушки. Глупая и нелепая ситуация, приведшая к непоправимому. Про эту трагедию уже многие забыли, но эта ситуация является наглядной иллюстрацией того, что толпа неуправляема. Люди, видя, что в переходе слишком много народы, пытались растолкать их и тоже пройти внутрь, таким способом еще больше спрессовывая массы и давя больше народу.

Толпа – это страшно. Неуправляемая толпа – это смертельно.

Толпа может быть как реальная (как в г. Минске), так и виртуальная, благодаря тем возможностям, которые сейчас предоставляет интернет.

Что делать? Как удержаться в виртуальной толпе?

Как понять, где правда, а где ложь?

Наверное, нет рекомендаций, которые помогут всегда и в любой ситуации.

Никогда не делайте поспешных выводов, не торопитесь. Подождите, пока информация не подтвердиться из нескольких источников. В самом начале – сутки с момента происшествия люди склонны все преувеличивать, реагировать чересчур эмоционально. Чаще всего информация, поступившая в это время, является искаженной. Постарайтесь подождать какое-то время, пока не утихнет паника и не начнет появляться более официальная информация с четкими цифрами, данными и указанием источников.

Хочу акцентировать внимание на том, что доверять информации, которая поступила, например, от брата подруги двоюродной сестры, не стоит. Этот источник не внушает доверия.

Есть в психологии такой фокус языка — объединение, который используют обманщики, говоря, например: «Британские ученые доказали…». Так вот, в этой вводной фразе на самом деле нет никакого указания на источник. Специалисты в этом случае предлагают спросить о том, какие именно ученые доказали и попросить предоставить ссылку на исследование, то есть подтвердить источник информации. Без подтверждения источника информации можно сказать все что угодно, а такая вводная фраза добавит серьезности и достоверности в глазах окружающих.

Касательно трагедии, произошедшей в ТЦ «Зимняя вишня» поступало очень много фэйковой информации со ссылками на какие-то источники без уточнения, чаще всего в истерической, панической манере. Именно такая манера изложения вызывает ответные эмоции у читателя или слушателя и является отличным способом проманипулировать им, заставить эмоционально присоединиться. Заставить человека поверить.

Попытайтесь найти первоисточник. Не торопитесь с выводами.

Лучше подождать, пока информацию повторят несколько источников, которым вы доверяете, и уверены, что они не будут преувеличивать цифры или сеять панику.

Постарайтесь оценивать факты, а не мнения и предположения, поскольку от точки зрения зависит многое, ведь истина одна, а правда у каждого может быть своя.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Добро пожаловать
Меня зовут Светлана. В своем блоге я рассматриваю проблемы психологии, природу лжи и правды.
Более подробнее →